Javascript реализующие управление изображениями на странице. Объекты JavaScript

22.04.2024 Программы

Часть 8: Объект Image

Изображения на web-странице
Рассмотрим теперь объект Image, который стал доступен, начиная с версии с 1.1 языка JavaScript (то есть с Netscape Navigator 3.0). С помощью объекта Image Вы можете вносить изменения в графические образы, присутствующие на web-странице. В частности, это позволяет нам создавать мультипликацию.
Заметим, что пользователи браузеров более старых версий (таких как Netscape Navigator 2.0 или Microsoft Internet Explorer 3.0 - т.е. использующих версию 1.0 языка JavaScript) не смогут запускать скрипты, приведенные в этой части описания. Или, в лучшем случае, на них нельзя будет получить польный эффект. Давайте сначала рассмотрим, как из JavaScript можно адресоваться к изображениям, представленным на web-странице. В рассматриваемом языке все изображения предстают в виде массива. Массив этот называется images и является свойством объекта document. Каждое изображение на web-странице получает порядковый номер: первое изображение получает номер 0, второе - номер 1 и т.д. Таким образом, к первому изображению мы можем адресоваться записав document.images.
Каждое изображение в HTML-документе рассматривается в качестве объекта Image. Объект Image имеет определенные свойства, к которым и можно обращаться из языка JavaScript. Например, Вы можете определить, который размер имеет изображение, обратившись к его свойствам width и height. То есть по записи document.images.width Вы можете определить ширину первого изображения на web-странице (в пикселах).
К сожалению, отслеживать индекс всех изображений может оказаться затруднительным, особенно если на одной странице у Вас их довольно много. Эта проблема решается назначением изображениям своих собственных имен. Так, если Вы заводите изображение с помощью тэга

то Вы сможете обращаться к нему, написав document.myImage или document.images["myImage"].


Хотя конечно и хорошо знать, как можно получить размер изображения на web-странице, это не совсем то, чего бы мы хотели. Мы хотим осуществлять смену изображений на web-странице и для этого нам понадобится атрибут src. Как и в случае тэга , атрибут src содержит адрес представленного изображения. Теперь - в языке JavaScript 1.1 - Вы имеете возможность назначать новый адрес изображению, уже загруженному в web-страницу. И в результате, изображение будет загружено с этого нового адреса, заменив на web-странице старое. Рассмотрим к примеру запись:

Здесь загружается изображение img1.gif и получает имя myImage. В следующей строке прежнее изображение img1.gif заменяется уже на новое - img2.gif:
document.myImage.src= "img2.src";
При этом новое изображение всегда получает тот же размер, что был у старого. И Вы уже не можете изменить размер поля, в котором это изображение размещается.


Один из недостатков такого подхода может заключаться в том, что после записи в src нового адреса начинает процесс загрузки соответствующего изображения. И поскольку этого не было сделано заранее, то еще пройдет некоторое время, прежде чем новое изображение будет передано через Интернет и встанет на свое место. В некоторых ситуациях это допустимо, однако часто подобные задержки неприемлемы. И что же мы можем сделать с этим? Конечно, решением проблемы была бы упреждающая загрузка изображения. Для этого мы должны создать новый объект Image. Рассмотрим следующие строки:
hiddenImg= new Image();
hiddenImg.src= "img3.gif";
В первой строке создается новый объект Image. Во второй строке указывается адрес изображения, которое в дальнейшем будет представлено с помощью объекта hiddenImg. Как мы уже видели, запись нового адреса в атрибуте src заставляет браузер загружать изображение с указанного адреса. Поэтому, когда выполняется вторая строка нашего примера, начинает загружаться изображение img2.gif. Но как подразумевается самим названием hiddenImg (“скрытая картинка”), после того, как браузер закончит загрузку, изображение на экране не появится. Оно будет лишь будет сохранено в памяти компьютера (или точнее в кэше) для последующего использования. Чтобы вызвать изображение на экран, мы можем воспользоваться строкой:
document.myImage.src= hiddenImg.src;
Но теперь изображение уже немедленно извлекается из кэша и показывается на экране. Таким образом, сейчас мы управляли упреждающей загрузкой изображения. Конечно браузер должен был к моменту запроса закончить упреждающую загрузку, чтобы необходимое изображение было показано без задержки. Поэтому, если Вы должны предварительно загрузить большое количество изображений, то может иметь место задержка, поскольку браузер будет занят загрузкой всех картинок. Вы всегда должны учитывать скорость связи с Интернет - загрузка изображений не станет быстрее, если пользоваться только что показанными командами. Мы лишь пытаемся чуть раньше загрузить изображение - поэтому и пользователь может увидеть их раньше. В результате и весь процесс пройдет более гладко.
Если у Вас есть быстрая связь с Интернет, то Вы можете не понять, к чему весь этот разговор. О какой задержке все время говорит этот парень? Прекрасно, но еще остаются люди, имеющие более медленный модем, чем 14.4 (Нет, это не я. Я только что заменил свой на 33.6, да...).

Изменение изображений в соответствии с событиями, инициируемыми самим читателем
Вы можете создать красивые эффекты, используя смену изображений в качестве реакции на определенные события. Например, Вы можете изменять изображения в тот момент, когда курсор мыши попадает на определеннуючасть страницы.

Исходный код этого примера выглядит следующим образом:


При этом могут возникнуть следующие проблемы:
- Читатель пользуется браузером, не имеющим поддержки JavaScript 1.1.
- Второе изображение не было загружено.
- Для этого мы должны писать новые команды для каждого изображения на web-странице.
- Мы хотели бы иметь такой скрипт, который можно было бы использовать во многих web-страницах вновь и вновь, и без больших переделок.
Теперь мы рассмотрим полный вариант скрипта, который мог бы решить эти проблемы. Хотя скрипт и стал намного длиннее - но написав его один раз, Вы не больше будете беспокоиться об этих проблемах. Чтобы этот скрипт сохранял свою гибкость, следует соблюдать два условия:
- Не оговоривается количество изображений - не должно иметь значения, сколько их используется, 10 или 100
- Не оговоривается порядок следования изображений - должна существовать возможность изменять этот порядок без изменения самого кода
(online-версия руководства позволит Вам проверить этот скрипт немедленно)

Рассмотрим скрипт (я внес туда некоторые комментарии):












width="140" height="50" border="0">

width="140" height="50" border="0">

width="140" height="50" border="0">


Данный скрипт помещает все изображения в массив pics. Создает этот массив функция preload(), которая вызвается в самом начале. Вызов функции preload() выглядит просто как:
preload("link1", "img1f.gif", "img1t.gif");
Это означает, что скрипт должен загрузить с сервера два изображения: img1f.gif и img1t.gif. Первое из них - это та картинка, которая будет представлена, пока курсор мыши не попадает в область изображение. Когда же пользователь помещает курсор мыши на изображение, то появляется вторая картинка. При вызове функции preload() в качестве первого аргумента мы указываем слово "link1" и тем самым задаем на web-странице объект Image, которому и будут принадлежать оба предварительно загруженных изображения. Если Вы посмотрите в нашем примере в раздел, то обнаружите изображение с тем же именем link1. Мы пользуем не порядковый номер, а именно имя изображения для того, чтобы иметь возможность переставлять изображения на web-странице, не переписывая при этом сам скрипт.
Обе функции on() и off() вызываются посредством программ обработки событий onMouseOver и onMouseOut. Поскольку сам элемент image не может отслеживать события MouseOver и MouseOut, то мы обязаны сделать на этих изображениях еще и ссылки. Можно видеть, что функция on() возвращает все изображения, кроме указанного, в исходное состояние. Делать это необходимо потому, что в противном случае выделеными могут оказаться сразу несколько изображений (дело в том, что событие MouseOut не будет зарегистрировано, если пользователь переместит курсор с изображения сразу за пределы окна).
Изображения - без сомнения могучее средство уличшения Вашей web-страницы. Объект Image дает Вам возможность создавать действительно сложные эффекты. Однако заметим, что не каждое изображение или программа JavaScript способно улучшить Вашу страницу. Если Вы пройдетесь по Сети, то сможете увидеть множество примеров, где изображения использованы самым ужасным способом. Не количество изображений делает Вашу web-страницу привлекательной, а их качество. Сама загрузка 50 килобайт плохой графики способна вызвать раздражение.
При создании специальных эффектов с изображениями с помощью JavaScript помните об этом и ваши посетителями/клиентами будут чаще возвращаться на Ваши страницы.

Изображения на web-странице

Рассмотрим теперь объект Image, который стал доступен, начиная с версии с 1.1 языка JavaScript (то есть с Netscape Navigator 3.0). С помощью объекта Image Вы можете вносить изменения в графические образы, присутствующие на web-странице. В частности, это позволяет нам создавать мультипликацию.

Заметим, что пользователи браузеров более старых версий (таких как Netscape Navigator 2.0 или Microsoft Internet Explorer 3.0 - т.е. использующих версию 1.0 языка JavaScript) не смогут запускать скрипты, приведенные в этой части описания. Или, в лучшем случае, на них нельзя будет получить польный эффект.

Давайте сначала рассмотрим, как из JavaScript можно адресоваться к изображениям, представленным на web-странице. В рассматриваемом языке все изображения предстают в виде массива. Массив этот называется images и является свойством объекта document. Каждое изображение на web-странице получает порядковый номер: первое изображение получает номер 0, второе - номер 1 и т.д. Таким образом, к первому изображению мы можем адресоваться записав document.images.

Каждое изображение в HTML-документе рассматривается в качестве объекта Image. Объект Image имеет определенные свойства, к которым и можно обращаться из языка JavaScript. Например, Вы можете определить, который размер имеет изображение, обратившись к его свойствам width и height . То есть по записи document.images.width Вы можете определить ширину первого изображения на web-странице (в пикселах).

К сожалению, отслеживать индекс всех изображений может оказаться затруднительным, особенно если на одной странице у Вас их довольно много. Эта проблема решается назначением изображениям своих собственных имен. Так, если Вы заводите изображение с помощью тэга

то Вы сможете обращаться к нему, написав

Document.myImage или document.images["myImage"]

Хотя конечно и хорошо знать, как можно получить размер изображения на web-странице, это не совсем то, чего бы мы хотели. Мы хотим осуществлять смену изображений на web-странице и для этого нам понадобится атрибут src . Как и в случае тэга , атрибут src содержит адрес представленного изображения. Теперь - в языке JavaScript 1.1 - Вы имеете возможность назначать новый адрес изображению, уже загруженному в web-страницу. И в результате, изображение будет загружено с этого нового адреса, заменив на web-странице старое. Рассмотрим к примеру запись:

Здесь загружается изображение img1.gif и получает имя myImage . В следующей строке прежнее изображение img1.gif заменяется уже на новое - img2.gif :

Document.myImage.src= "img2.src";

При этом новое изображение всегда получает тот же размер, что был у старого. И Вы уже не можете изменить размер поля, в котором это изображение размещается.

Один из недостатков такого подхода может заключаться в том, что после записи в src нового адреса начинает процесс загрузки соответствующего изображения. И поскольку этого не было сделано заранее, то еще пройдет некоторое время, прежде чем новое изображение будет передано через Интернет и встанет на свое место. В некоторых ситуациях это допустимо, однако часто подобные задержки неприемлемы. И что же мы можем сделать с этим? Конечно, решением проблемы была бы упреждающая загрузка изображения. Для этого мы должны создать новый объект Image. Рассмотрим следующие строки:

HiddenImg= new Image(); hiddenImg.src= "img3.gif";

В первой строке создается новый объект Image. Во второй строке указывается адрес изображения, которое в дальнейшем будет представлено с помощью объекта hiddenImg . Как мы уже видели, запись нового адреса в атрибуте src заставляет браузер загружать изображение с указанного адреса. Поэтому, когда выполняется вторая строка нашего примера, начинает загружаться изображение img2.gif . Но как подразумевается самим названием hiddenImg ("скрытая картинка"), после того, как браузер закончит загрузку, изображение на экране не появится. Оно будет лишь будет сохранено в памяти компьютера (или точнее в кэше) для последующего использования. Чтобы вызвать изображение на экран, мы можем воспользоваться строкой:

Document.myImage.src= hiddenImg.src;

Но теперь изображение уже немедленно извлекается из кэша и показывается на экране. Таким образом, сейчас мы управляли упреждающей загрузкой изображения.

Конечно браузер должен был к моменту запроса закончить упреждающую загрузку, чтобы необходимое изображение было показано без задержки. Поэтому, если Вы должны предварительно загрузить большое количество изображений, то может иметь место задержка, поскольку браузер будет занят загрузкой всех картинок. Вы всегда должны учитывать скорость связи с Интернет - загрузка изображений не станет быстрее, если пользоваться только что показанными командами. Мы лишь пытаемся чуть раньше загрузить изображение - поэтому и пользователь может увидеть их раньше. В результате и весь процесс пройдет более гладко.

Изменение изображений в связи с событиями, инициируемыми самим читателем

Вы можете создать красивые эффекты, используя смену изображений в качестве реакции на определенные события. Например, Вы можете изменять изображения в тот момент, когда курсор мыши попадает на определенную часть страницы. Проверьте, как работает следующий пример, просто поместив курсор мыши на картинку (впрочем, при этом Вы получите сообщение об ошибке, если пользуетесь браузером, поддерживающим лишь JavaScript 1.0 - как этого избежать, мы узнаем чуть позже).

Исходный код этого примера выглядит следующим образом:

При этом могут возникнуть следующие проблемы:

  • Читатель пользуется браузером, не имеющим поддержки JavaScript 1.1.
  • Второе изображение не было загружено.
  • Для этого мы должны писать новые команды для каждого изображения на web-странице.
  • Мы хотели бы иметь такой скрипт, который можно было бы использовать во многих web-страницах вновь и вновь, и без больших переделок.
Теперь мы рассмотрим полный вариант скрипта, который мог бы решить эти проблемы. Хотя скрипт и стал намного длиннее - но написав его один раз, Вы не больше будете беспокоиться об этих проблемах.

Чтобы этот скрипт сохранял свою гибкость, следует соблюдать два условия:

  • Не оговоривается количество изображений - не должно иметь значения, сколько их используется, 10 или 100
  • Не оговоривается порядок следования изображений - должна существовать возможность изменять этот порядок без изменения самого кода
Посмотрим этот код в работе:

Рассмотрим скрипт (я внес туда некоторые комментарии):

Данный скрипт помещает все изображения в массив pics . Создает этот массив функция preload(), которая вызвается в самом начале. Вызов функции preload() выглядит просто как:

Preload("link1", "img1f.gif", "img1t.gif");

Это означает, что скрипт должен загрузить с сервера два изображения: img1f.gif и img1t.gif . Первое из них - это та картинка, которая будет представлена, пока курсор мыши не попадает в область изображение. Когда же пользователь помещает курсор мыши на изображение, то появляется вторая картинка. При вызове функции preload() в качестве первого аргумента мы указываем слово "link1" и тем самым задаем на web-странице объект Image, которому и будут принадлежать оба предварительно загруженных изображения. Если Вы посмотрите в нашем примере в раздел , то обнаружите изображение с тем же именем link1 . Мы пользуем не порядковый номер, а именно имя изображения для того, чтобы иметь возможность переставлять изображения на web-странице, не переписывая при этом сам скрипт.

Обе функции on() и off() вызываются посредством программ обработки событий onMouseOver и onMouseOut. Поскольку сам элемент image не может отслеживать события MouseOver и MouseOut, то мы обязаны сделать на этих изображениях еще и ссылки.

Можно видеть, что функция on() возвращает все изображения, кроме указанного, в исходное состояние. Делать это необходимо потому, что в противном случае выделеными могут оказаться сразу несколько изображений (дело в том, что событие MouseOut не будет зарегистрировано, если пользователь переместит курсор с изображения сразу за пределы окна).

Изображения - без сомнения могучее средство уличшения Вашей web-страницы. Объект Image дает Вам возможность создавать действительно сложные эффекты. Однако заметим, что не всякое изображение или программа JavaScript способно улучшить Вашу страницу. Если Вы пройдетесь по Сети, то сможете увидеть множество примеров, где изображения использованы самым ужасным способом. Не количество изображений делает Вашу web-страницу привлекательной, а их качество. Сама загрузка 50 килобайт плохой графики способна вызвать раздражение. При создании специальных эффектов с изображениями с помощью JavaScript помните об этом и ваши посетителями/клиентами будут чаще возвращаться на Ваши страницы.

13 августа 2013 в 12:08 Управление загрузкой изображений
  • Высокая производительность ,
  • Разработка веб-сайтов
  • Перевод
  • Tutorial

Быстрая и плавная загрузка изображений - это одна из немаловажных составляющих хорошего веб-интерфейса. Кроме того, появляется все больше сайтов, использующие крупные фотографии в дизайне, таким проектам особенно важно следить за корректной загрузкой графики. В этой статье описано несколько техник, которые помогут контролировать загрузку изображений.

Использование контейнера для каждого изображения Простой способ, который можно применить к любому изображению на сайте. Заключается в том, что каждая картинка оборачивается в DIV, который предотвращает построчную загрузку:


С помощью контейнера можно контролировать соотношение сторон картинки, а также использовать индикатор загрузки, что очень удобно, если изображения тяжелые.

Например, чтобы задать соотношение сторон 4:3, можно использовать следующий CSS:

Img_wrapper{ position: relative; padding-top: 75%; overflow: hidden; } .img_wrapper img{ position: absolute; top: 0; width: 100%; opacity: 0; }
Для того, чтобы изображение отображалось в браузере только после полной подгрузки, необходимо добавить событие onload для изображения и использовать JavaScript, который будет обрабатывать событие:


function imgLoaded(img){ var $img = $(img); $img.parent().addClass("loaded"); };
Код функции внутри тега HEAD должен быть расположен в самом конце, после любого jQuery или другого плагина. После полной подгрузки изображения его необходимо показать на странице:

Img_wrapper.loaded img{ opacity: 1; }
Для эффекта плавного появления картинки можно использовать CSS3 transition:

Img_wrapper img{ position: absolute; top: 0; width: 100%; opacity: 0; -webkit-transition: opacity 150ms; -moz-transition: opacity 150ms; -ms-transition: opacity 150ms; transition: opacity 150ms; }
Живой пример этого способа можно .

Использование контейнера для множества изображений Предыдущий способ хорошо подходит для отдельных изображений, а что если на странице их много, например галерея фотографий или слайдер? Подгружать сразу все нецелесообразно - картинки могут много весить. Для решения этой проблемы можно заставить JavaScript"ом загружать только нужные в данный момент времени изображения. Пример HTML-разметки для слайдшоу:


Используем функцию slideLoaded(), чтобы контролировать процесс:

Function slideLoaded(img){ var $img = $(img), $slideWrapper = $img.parent(), total = $slideWrapper.find("img").length, percentLoaded = null; $img.addClass("loaded"); var loaded = $slideWrapper.find(".loaded").length; if(loaded == total){ percentLoaded = 100; // INSTANTIATE PLUGIN $slideWrapper.easyFader(); } else { // TRACK PROGRESS percentLoaded = loaded/total * 100; }; };
Подгруженным изображениям присваивается класс loaded, а также отображается общий прогресс. И снова, JavaScript должен быть помещен в конец тега HEAD, после всего остального.

Кэширование На графически тяжелых сайтах можно в фоновом режиме, незаметно для пользователя, загружать изображения в кэш браузера. Например, есть многостраничный сайт, на одной из внутренних страниц которого есть много графического контента. В этом случае будет целесообразно подгружать изображения в кэш еще до того, как пользователь перешел на нужную страницу. адреса картинок в массиве:

var heroArray = [ "/uploads/hero_about.jpg", "/uploads/hero_history.jpg", "/uploads/hero_contact.jpg", "/uploads/hero_services.jpg" ]
Когда посетитель заходит на сайт, после загрузки главной страницы, начинают загружаться изображения в кэш. Для того, чтобы кэширование не мешало отображению текущего контента, необходимо функционал JavaScript добавить в событие window load:

Function preCacheHeros(){ $.each(heroArray, function(){ var img = new Image(); img.src = this; }); }; $(window).load(function(){ preCacheHeros(); });
Такой способ улучшает удобство использования сайта, однако дает дополнительную нагрузку на сервер. Это нужно иметь в виду при внедрении подобного функционала. Кроме того, необходимо обязательно учитывать возможные пути посетителей на сайте и кэшировать изображения, расположенные на страницах, которые пользователь вероятнее всего посетит. Чтобы понять такие пути по сайту, необходимо анализировать статистику посещаемости.

Загрузка по событию способ заключается в том, что изображения начинают подгружаться после определенного события. Это увеличивает производительность и экономит трафик пользователя. HTML-разметка:


Стоит заметить, что URL изображение задано в data-src, а не в src. Это необходимо, чтобы браузер не загружал картинку сразу. Вместо этого в src загружается прозрачный пиксель в GIF, заданный в base64, что уменьшает количество обращений к серверу.

Остается только при нужном событии изменить значение src на data-src. JavaScript позволяет загружать изображения постепенно:

Function lazyLoad(){ var $images = $(".lazy_load"); $images.each(function(){ var $img = $(this), src = $img.attr("data-src"); $img .on("load",imgLoaded($img)) .attr("src",src); }); }; $(window).load(function(){ lazyLoad(); };

Заключение Нет одного оптимального способа для того, чтобы управлять загрузкой изображений на сайте. В каждом конкретном случае необходимо выбирать подходящий метод, а также комбинировать несколько, если это целесообразно. Одними из главных моментов, на которые необходимо обратить внимание - это производительность и трафик. Проще говоря, в первую очередь стоит подумать о том, как будет удобнее пользователю сайта.

1. Назначение и применение JavaScript, общие сведения

1.1 Вступление

1.2 Понятие объектной модели применительно к JavaScript

1.2.1 Cвойства

1.2.2 Методы

1.2.3 События

1.3 Размещение кода на HTML-странице

1.4 URL-схема JavaScript

1.5 Обработчики событий

1.6 Подстановки

1.7 Вставка (контейнер SCRIPT - принудительный вызов интерпретатора)

1.7.1 Размещение кода внутри HTML-документа

1.7.2 Условная генерация HTML-разметки на стороне браузера

1.8 Иерархия классов

2 Программируем свойства окна браузера

2.1 Поле статуса

2.2 Программируем status

2.3 Программируем defaultStatus

2.4 Поле location

2.4.1 Свойства

2.4.2 Методы

2.4.3 История посещений (History)

2.4.4 Тип браузера (объект Navigator)

2.5 Управление окнами

2.5.1 window.alert()

2.5.2 window.confirm()

2.5.3 window.prompt()

2.5.4 window.open()

2.5.5 window.close()

2.5.6 window.focus()

2.5.7 window.setTimeout()

2.5.8 window.clearTimeout

2.6 Фреймы (Frames)

2.6.1 Иерархия фреймов

2.6.2 Именование фреймов

2.6.3 Передача фокуса во фрейм

1. Назначение и применение JavaScript, общие сведения

1.1 Вступление


Гипертекстовая информационная система состоит из множества информационных узлов, множества гипертекстовых связей, определенных на этих узлах и инструментах манипулирования узлами и связями. Технология World Wide Web - это технология ведения гипертекстовых распределенных систем в Internet , и, следовательно, она должна соответствовать общему определению таких систем. Это означает, что все перечисленные выше компоненты гипертекстовой системы должны быть и в Web.

Web, как гипертекстовую систему, можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как совокупность отображаемых страниц, связанных гипертекстовыми переходами (ссылками - контейнер ANCHOR). Во-вторых, как множество элементарных информационных объектов, составляющих отображаемые страницы (текст, графика, мобильный код и т.п.). В последнем случае множество гипертекстовых переходов страницы - это такой же информационный фрагмент, как и встроенная в текст картинка.

При втором подходе гипертекстовая сеть определяется на множестве элементарных информационных объектов самими HTML-страницами, которые и играют роль гипертекстовых связей. Этот подход более продуктивен с точки зрения построения отображаемых страниц "на лету" из готовых компонентов.

При генерации страниц в Web возникает дилемма, связанная с архитектурой "клиент-сервер". Страницы можно генерировать как на стороне клиента, так и на стороне сервера. В 1995 году специалисты компании Netscape создали механизм управления страницами на клиентской стороне, разработав язык программирования JavaScript .

Таким образом, JavaScript - это язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц Web на стороне клиента. Если быть более точным, то JavaScript - это не только язык программирования на стороне клиента. Liveware, прародитель JavaScript, является средством подстановок на стороне сервера Netscape. Однако наибольшую популярность JavaScript обеспечило программирование на стороне клиента.

Основная идея JavaScript состоит в возможности изменения значений атрибутов HTML-контейнеров и свойств среды отображения в процессе просмотра HTML-страницы пользователем. При этом перезагрузки страницы не происходит.

На практике это выражается в том, что можно, например, изменить цвет фона страницы или интегрированную в документ картинку, открыть новое окно или выдать предупреждение.

Название "JavaScript" является собственностью Netscape. Реализация языка, осуществленная разработчиками Microsoft, официально называется Jscript. Версии JScript совместимы (если быть совсем точным, то не до конца) с соответствующими версиями JavaScript, т.е. JavaScript является подмножеством языка JScript.

JavaScript стандартизован ECMA (European Computer Manufacturers Association - Ассоциация европейских производителей компьютеров). Соответствующие стандарты носят названия ECMA-262 и ISO-16262. Этими стандартами определяется язык ECMAScript, который примерно эквивалентен JavaScript 1.1. Отметим, что не все реализации JavaScript на сегодня полностью соответствуют стандарту ECMA. В рамках данного курса мы во всех случаях будем использовать название JavaScript.

1.2 Понятие объектной модели применительно к JavaScript


Для создания механизма управления страницами на клиентской стороне было предложено использовать объектную модель документа. Суть модели в том, что каждый HTML-контейнер - это объект, который характеризуется тройкой:

    свойства;

Объектную модель можно представить как способ связи между страницами и браузером. Объектная модель - это представление объектов, методов, свойств и событий, которые присутствуют и происходят в программном обеспечении браузера, в виде, удобном для работы с ними кода HTML и исходного текста сценария на странице. Мы можем с ее помощью сообщать наши пожелания браузеру и далее - посетителю страницы. Браузер выполнит наши команды и соответственно изменит страницу на экране.

Объекты с одинаковым набором свойств, методов и событий объединяются в классы однотипных объектов. Классы - это описания возможных объектов. Сами объекты появляются только после загрузки документа браузером или как результат работы программы. Об этом нужно всегда помнить, чтобы не обратиться к объекту, которого нет.

1.2.1 Cвойства

Многие HTML-контейнеры имеют атрибуты. Например, контейнер якоря ... имеет атрибут HREF , который превращает его в гипертекстовую ссылку:


intuit


Если рассматривать контейнер якоря ... как объект, то атрибут HREF будет задавать свойство объекта "якорь". Программист может изменить значение атрибута и, следовательно, свойство объекта:


document.links.href="intuit.htm";

Не у всех атрибутов можно изменять значения. Например, высота и ширина графической картинки определяются по первой загруженной в момент отображения страницы картинке. Все последующие картинки, которые заменяют начальную, масштабируются до нее. Справедливости ради следует заметить, что в Microsoft Internet Explorer размер картинки может меняться.

Для общности картины свойствами в JavaScript наделены объекты, которые не имеют аналогов в HTML-разметке. Например, среда исполнения, называемая объектом Navigator, или окно браузера, которое является вообще самым старшим объектом JavaScript.

1.2.2 Методы

В терминологии JavaScript методы объекта определяют функции изменения его свойств. Например, с объектом "документ" связаны методы open(), write(), close(). Эти методы позволяют сгенерировать или изменить содержание документа. Приведем простой пример:


function hello()

id=window.open("","example","width=400, height=150");

id.focus(); id.document.open();

id.document.write("Привет!");

id.document.write("");

id.document.write("");

id.document.close();


В этом примере метод open() открывает поток записи в документ, метод write() осуществляет эту запись, метод close() закрывает поток записи в документ. Все происходит так же, как и при записи в обычный файл. Если у окна есть поле статуса (обычно в нем отображается уровень загрузки документа), то при незакрытом потоке записи в документ в нем будет "метаться" прямоугольник продолжения записи, как это происходит при загрузке документа.

1.2.3 События

Кроме методов и свойств объекты характеризуются событиями. Собственно, суть программирования на JavaScript заключается в написании обработчиков этих событий. Например, с объектом типа button (контейнер INPUT типа button - "Кнопка") может происходить событие click , т.е. пользователь может нажать на кнопку. Для этого атрибуты контейнера INPUT расширены атрибутом обработки события click - onClick . В качестве значения этого атрибута указывается программа обработки события, которую должен написать на JavaScript автор HTML-документа:



Обработчики событий указываются в тех контейнерах, с которыми эти события связаны. Например, контейнер BODY определяет свойства всего документа, поэтому обработчик события завершения загрузки всего документа указывается в этом контейнере как значение атрибута onLoad.

Примечание. Строго говоря, каждый браузер, будь то Internet Explorer, Netscape Navigator или Opera, имеет свою объектную модель. Объектные модели разных браузеров (и даже разные версии одного) отличаются друг от друга, но имеют принципиально одинаковую структуру. Поэтому нет смысла останавливаться на каждой из них по отдельности. Мы будем рассматривать общий подход применительно ко всем браузерам, иногда, конечно, заостряя внимание на различиях между ними.

1.3 Размещение кода на HTML-странице


Главный вопрос любого начинающего программиста: "Как оформить программу и выполнить ее?". Попробуем на него ответить как можно проще, но при этом не забывая обо всех способах применения JavaScript-кода.

Во-первых, исполняет JavaScript-код браузер. В него встроен интерпретатор JavaScript. Следовательно, выполнение программы зависит от того, когда и как этот интерпретатор получает управление. Это, в свою очередь, зависит от функционального применения кода. В общем случае можно выделить четыре способа функционального применения JavaScript:

    обработчик события (handler);

    подстановка (entity) (в Microsoft Internet Explorer реализована в версиях от 5.X и выше);

    вставка (контейнер SCRIPT).

В учебниках по JavaScript описание применения JavaScript обычно начинают с контейнера SCRIPT . Но с точки зрения программирования это не совсем правильно, поскольку такой порядок не дает ответа на ключевой вопрос: как JavaScript-код получает управление? То есть каким образом вызывается и исполняется программа, написанная на JavaScript и размещенная в HTML-документе.

В зависимости от профессии автора HTML-страницы и уровня его знакомства с основами программирования возможны несколько вариантов начала освоения JavaScript. Если вы программист классического толка (С, Fortran, Pascal и т.п.), то проще всего начинать с программирования внутри тела документа, если вы привыкли программировать под Windows, то в этом случае начинайте с программирования обработчиков событий, если вы имеете только опыт HTML-разметки или давно не писали программ, то тогда лучше начать с программирования гипертекстовых переходов.

1.4 URL-схема JavaScript


Схема URL (Uniform Resource Locator) - это один из основных элементов Web-технологии. Каждый информационный ресурс в Web имеет свой уникальный URL. URL указывают в атрибуте HREF контейнера A , в атрибте SRC контейнера IMG , в атрибуте ACTION контейнера FORM и т.п. Все URL подразделяются на схемы доступа, которые зависят от протокола доступа к ресурсу, например, для доступа к FTP-архиву применяется схема ftp , для доступа к Gopher-архиву - схема gopher , для отправки электронной почты - схема smtp . Тип схемы определяется по первому компоненту URL: http://intuit.ru/directory/page.html .В данном случае URL начинается с http - это и есть определение схемы доступа (схема http).

Основной задачей языка программирования гипертекстовой системы является программирование гипертекстовых переходов. Это означает, что при выборе той или иной гипертекстовой ссылки вызывается программа реализации гипертекстового перехода. В Web-технологии стандартной программой является программа загрузки страницы. JavaScript позволяет поменять стандартную программу на программу пользователя. Для того чтобы отличить стандартный переход по протоколу HTTP от перехода, программируемого на JavaScript, разработчики языка ввели новую схему URL - JavaScript:


...


В данном случае текст "JavaScript_код" обозначает программы-обработчики на JavaScript, которые вызываются при выборе гипертекстовой ссылки в первом случае и при загрузке картинки - во втором. Например, при нажатии на гипертекстовую ссылку Внимание!!! можно получить окно предупреждения:

Внимание!!!


А при нажатии на кнопку типа submit в форме можно заполнить текстовое поле этой же формы:



В URL можно размещать сложные программы и вызовы функций. Следует только помнить, что схема JavaScript работает не во всех браузерах, а только в версиях Netscape Navigator и Internet Explorer, начиная с четвертой.

Таким образом, при программировании гипертекстового перехода интерпретатор получает управление после того, как пользователь "кликнул" по гипертекстовой ссылке.

1.5 Обработчики событий


Такие программы, как обработчики событий (handler ), указываются в атрибутах контейнеров, с которыми эти события связаны. Например, при нажатии на кнопку происходит событие click :


1.6 Подстановки


Подстановка (entity ) встречается на Web-страницах довольно редко. Тем не менее это достаточно мощный инструмент генерации HTML-страницы на стороне браузера. Подстановки используются в качестве значений атрибутов HTML-контейнеров. Например, как значение по умолчанию поля формы, определяющего домашнюю страницу пользователя, будет указан URL текущей страницы:


str = window.location.href;

return(str.length);

Тело документа...


HTML-комментарии здесь вставлены для защиты от интерпретации данного фрагмента страницы HTML-парсером в старых браузерах (у высокого начальства еще встречаются). В свою очередь, конец HTML-комментария защищен от интерпретации JavaScript-интерпретатором (// в начале строки). Кроме того, в качестве значения атрибута LANGUAGE у тега начала контейнера указано значение "JavaScript". VBScript, который является альтернативой JavaScript - это скорее экзотика, чем общепринятая практика, поэтому данный атрибут можно опустить - значение "JavaScript" принимается по умолчанию.

Очевидно, что размещать в заголовке документа генерацию текста страницы бессмысленно - он не будет отображен браузером. Поэтому в заголовок помещают декларации общих переменных и функций, которые будут затем использоваться в теле документа. При этом браузер Netscape Navigator более требовательный, чем Internet Explorer. Если не разместить описание функции в заголовке, то при ее вызове в теле документа можно получить сообщение о том, что данная функция не определена. Приведем пример размещения и использования функции:


function time_scroll()

var d = new Date();

window.status = d.getHours() +":"+d.getMinutes() +":"+

Часы в строке статуса

В Internet Explorer 4.0 подстановки не поддерживаются, поэтому пользоваться ими следует аккуратно. Прежде чем выдать браузеру страницу с подстановками, нужно проверить тип этого браузера.

В случае подстановки интерпретатор получает управление в момент разбора браузером (компонент парсер) HTML-документа. Как только парсер встречает конструкцию &{..} у атрибута контейнера, он передает управление интерпретатору JavaScript, который, в свою очередь, после исполнения кода это управление возвращает парсеру. Таким образом данная операция аналогична подкачке графики на HTML-страницу.

1.7 Вставка (контейнер SCRIPT - принудительный вызов интерпретатора)


Контейнер SCRIPT - это развитие подстановок до возможности генерации текста документа JavaScript-кодом. В этом смысле применение SCRIPT аналогично Server Side Includes , т.е. генерации страниц документов на стороне сервера. Однако здесь мы забежали чуть вперед. При разборе документа HTML-парсер передает управление интерпретатору после того, как встретит тег начала контейнера SCRIPT. Интерпретатор получает на исполнение весь фрагмент кода внутри контейнера SCRIPT и возвращает управление HTML-парсеру для обработки текста страницы после тега конца контейнера SCRIPT.

Контейнер SCRIPT выполняет две основные функции:

    размещение кода внутри HTML-документа;

    условная генерация HTML-разметки на стороне браузера.

Первая функция аналогична декларированию переменных и функций, которые потом можно будет использовать в качестве программ переходов, обработчиков событий и подстановок. Вторая - это подстановка результатов исполнения JavaScript-кода в момент загрузки или перезагрузки документа.

1.7.1 Размещение кода внутри HTML-документа

Собственно, особенного разнообразия здесь нет. Код можно разместить либо в заголовке документа, внутри контейнера HEAD, либо внутри BODY. Последний способ и его особенности будут рассмотрены в разделе "Условная генерация HTML-разметки на стороне браузера". Поэтому обратимся к заголовку документа.

Код в заголовке размещается внутри контейнера SCRIPT:


function time_scroll()

window.status = d.getHours() +":"+d.getMinutes() +":"

D.getSeconds();

setTimeout("time_scroll();",500);

Часы в строке статуса


В этом примере мы декларировали функцию time_scroll() в заголовке документа, а потом вызвали ее как обработчик события load в теге начала контейнера BODY (onLoad=time_scroll()) .

В качестве примера декларации переменной рассмотрим изменение статуса окна-потомка из окна-предка: cоздадим дочернее окно с помощью следующей функции, продекларировав ее, а затем и вызвав:


id = window.open("","example","width=500,height=200,status,menu");

id.document.open();

id.document.write("");

id.document.write("");

id.document.write("");

id.document.write("Change text into child window.");

id.document.write("");

id.document.write("");

id.document.write("");

id.document.write("");

id.document.write("");

id.document.close();

Открывая окно-потомок, мы поместили в переменную id указатель на объект окно id=window.open(). Теперь мы можем использовать ее как идентификатор объекта класса Window . Использование id.focus() в нашем случае обязательно. При нажатии на кнопку "Изменить поле статуса в окне примера" происходит передача фокуса в родительское окно. Оно может иметь размер экрана. При этом изменения будут происходить в окне-потомке, которое будет скрыто родительским окном. Для того чтобы увидеть изменения, надо передать фокус. Переменная id должна быть определена за пределами каких-либо функций, что и сделано. В этом случае она становится свойством окна. Если мы поместим ее внутри функции открытия дочернего окна, то не сможем к ней обратиться из обработчика события click .

1.7.2 Условная генерация HTML-разметки на стороне браузера

Всегда приятно получать с сервера страницу, подстроенную под возможности нашего браузера или, более того, под пользователя. Существует только две возможности генерации таких страниц: на стороне сервера или непосредственно у клиента. JavaScript-код исполняется на стороне клиента (на самом деле, серверы компании Netscape способны исполнять JavaScript-код и на стороне сервера, только в этом случае он носит название LiveWire-код; не путать с LiveConnect), поэтому рассмотрим только генерацию на стороне клиента.

Для генерации HTML-разметки контейнер SCRIPT размещают в теле документа. Простой пример - встраивание в страницу локального времени:


document.write("
");

document.write("Момент загрузки страницы:

"+d.getHours()+":"+d.getMinutes()+":"+d.getSeconds());

document.write("
");

1.8 Иерархия классов


Объектно-ориентированный язык программирования предполагает наличие иерархии классов объектов. В JavaScript такая иерархия начинается с класса объектов Window , т.е. каждый объект приписан к тому или иному окну. Для обращения к любому объекту или его свойству указывают полное или частичное имя этого объекта или свойства объекта, начиная с имени объекта старшего в иерархии, в который входит данный объект:



Сразу оговоримся, что приведенная нами схема объектной модели верна для Netscape Navigator версии 4 и выше, а также для Microsoft Internet Explorer версии 4 и выше. Еще раз отметим, что объектные модели у Internet Explorer и Netscape Navigator совершенно разные, а приведенная схема составлена на основе их общей части.

Вообще говоря, JavaScript не является классическим объектным языком (его еще называют облегченным объектным языком). В нем нет наследования и полиморфизма. Программист может определить собственный класс объектов через оператор function , но чаще пользуется стандартными объектами, их конструкторами и вообще не применяет деструкторы классов. Это объясняется тем, что область действия JavaScript-программы обычно не распространяется за пределы текущего окна.

Иногда у разных объектов JavaScript бывают определены свойства с одинаковыми именами. В этом случае нужно четко указывать, свойство какого объекта программист хочет использовать. Например, Window и Document имеют свойство location . Только для Window это место - Location , а для Document - строковый литерал, который принимает в качестве значения URL загруженного документа.

Следует также учитывать, что для многих объектов существуют стандартные методы преобразования значений свойств объектов в обычные переменные. Например, для всех объектов по умолчанию определен метод преобразования в строку символов: toString() . В примере с location , если обратиться к window.location в строковом контексте, будет выполнено преобразование по умолчанию, и программист этого не заметит:


document.write(window.location);

document.write("
");

document.write(document.location);


Однако разница все-таки есть, и довольно существенная. В том же примере получим длины строковых констант:

w=toString(window.location);

d=toString(document.location);

h=window.location.href;

document.write(w.length);

document.write(d.length);

document.write(h.length);


Результат исполнения получите сами.

Как легко убедиться, при обращении к свойству объекта типа URL, а свойство location как раз является объектом данного типа, длина строки символов после преобразования будет другой.

2. Программируем свойства окна браузера


Класс объектов Window - это самый старший класс в иерархии объектов JavaScript. К нему относятся объект Window и объект Frame . Объект Window ассоциируется с окном программы-браузера, а объект Frame - с окнами внутри окна браузера, которые порождаются последним при использовании автором HTML-страниц контейнеров FRAMESET и FRAME .

При программировании на JavaScript чаще всего используют следующие свойства и методы объектов типа Window :


Таблица 2.1.

Свойства

Методы

События

status

open ( )

Событий нет

location

close()


history

focus()


navigator


Объект Window создается только в момент открытия окна. Все остальные объекты, которые порождаются при загрузке страницы в окно, есть свойства объекта Window . Таким образом, у Window могут быть разные свойства при загрузке разных страниц.

2.1 Поле статуса


Поле статуса - это первое, что начали использовать авторы HTML-страниц из арсенала JavaScript. Калькуляторы, игры, математические вычисления и другие элементы выглядели слишком искусственно. На их фоне бегущая строка в поле статуса была изюминкой, которая могла действительно привлечь внимание пользователей к Web-узлу. Постепенно ее популярность сошла на нет. Бегущие строки стали редкостью, но программирование поля статуса встречается на многих Web-узлах.

Рис. 2.1. Поле статуса


Полем статуса (status bar ) называют среднее поле нижней части окна браузера сразу под областью отображения HTML-страницы. В поле статуса отображается информация о состоянии браузера (загрузка документа, загрузка графики, завершение загрузки, запуск апплета и т.п.). Программа на JavaScript имеет возможность работать с этим полем как с изменяемым свойством окна. При этом фактически с ним связаны два разных свойства:

    window . status ;

    window . defaultStatus .

Разница между ними заключается в том, что браузер на самом деле имеет несколько состояний, связанных с некоторыми событиями. Состояние браузера отражается в сообщении в поле статуса. По большому счету, существует только два состояния: нет никаких событий (defaultStatus ) и происходят какие-то события (status ).

2.2 Программируем status


Свойство status связано с отображением сообщений о событиях, отличных от простой загрузки страницы. Например, когда курсор мыши проходит над гипертекстовой ссылкой, URL , указанный в атрибуте HREF , отображается в поле статуса. При попадании курсора мыши на поле, свободное от ссылок, в поле статуса восстанавливается сообщение по умолчанию (Document : Done ). Эта техника реализована на данной странице при переходе на описание свойств status и defaultStatus :


window.status


В документации по JavaScript указано, что обработчик событий mouseover и mouseout должен возвращать значение true . Это нужно для того, чтобы браузер не выполнял действий, заданных по умолчанию. Практика показывает, что Netscape Navigator 4.0 прекрасно обходится и без возврата значения true .

2.3 Программируем defaultStatus


Свойство defaultStatus определяет текст, отображаемый в поле статуса, когда никаких событий не происходит. В нашем документе мы определили его при загрузке документа:



Это сообщение появляется в тот момент, когда загружены все компоненты страницы (текст, графика, апплеты и т.п.). Оно восстанавливается в строке статуса после возврата из любого события, которое может произойти при просмотре документа. Любопытно, что движение мыши по свободному от гипертекстовых ссылок полю страницы приводит к постоянному отображению defaultStatus .

2.4 Поле location


В поле location отображается URL загруженного документа. Если пользователь хочет вручную перейти к какой-либо странице (набрать ее URL ), он делает это в поле location . Поле располагается в верхней части окна браузера ниже панели инструментов, но выше панели личных предпочтений.


Рис. 2.2 Поле Location


Вообще говоря, Location - это объект. Из-за изменений в версиях JavaScript класс Location входит как подкласс и в класс Window , и в класс Document . Мы будем рассматривать Location только как window . location . Кроме того, Location - это еще и подкласс класса URL , к которому относятся также объекты классов Area и Link . Location наследует все свойства URL , что позволяет получить доступ к любой части схемы URL .

Рассмотрим характеристики и способы использования объекта Location :

    свойства;

  • событий, характеризующих Location , нет.

Как мы видим, список характеристик объекта Location неполный.

2.4.1 Свойства

Предположим, что браузер отображает страницу, расположенную по адресу:


http://intuit.ru:80/r/dir/page?search#mark


Тогда свойства объекта Location примут следующие значения:


window.location.href = http://intuit.ru:80/r/dir/page?search#mark

window.location.protocol = http;

window.location.hostname = intuit.ru;

window.location.host = intuit.ru:80;

window.location.port = 80

window.location.pathname = /r/dir/;

window.location.search = search;

window.location.hash = mark;

2.4.2 Методы

Методы Location предназначены для управления загрузкой и перезагрузкой страницы. Это управление заключается в том, что можно либо перезагрузить документ (reload ), либо загрузить (replace ). При этом в историю просмотра страниц (history ) информация не заносится:


window.location.reload(true);

window.location.replace("#top");


Метод reload () полностью моделирует поведение браузера при нажатии на кнопку Reload в панели инструментов. Если вызывать метод без аргумента или указать его равным true , то браузер проверит время последней модификации документа и загрузит его либо из кеша (если документ не был модифицирован), либо с сервера. Такое поведение соответствует простому нажатию на кнопку Reload . Если в качестве аргумента указать false , то браузер перезагрузит текущий документ с сервера, несмотря ни на что. Такое поведение соответствует одновременному нажатию на Reload и кнопку клавиатуры Shift ( Reload + Shift ).

Метод replace () позволяет заменить одну страницу другой таким образом, что это замещение не будет отражено в трассе просмотра HTML-страниц (history ), и при нажатии на кнопку Back из панели инструментов пользователь всегда будет попадать на первую загруженную обычным способом (по гипертекстовой ссылке) страницу. Напомним, что при изменении свойств Location также происходит перезагрузка страниц, но в этом случае записи об их посещении в history пропадают.

2.4.3 История посещений (History)

История посещений (трасса) страниц World Wide Web позволяет пользователю вернуться к странице, которую он просматривал несколько минут (часов, дней) назад. История посещений в JavaScript трансформируется в объект класса history. Этот объект указывает на массив URL-страниц, которые пользователь посещал и которые он может получить, выбрав из меню браузера режим GO . Методы объекта history позволяют загружать страницы, используя URL из этого массива.

Чтобы не возникло проблем с безопасностью браузера, путешествовать по History можно, только используя индекс URL . При этом URL , как текстовая строка, программисту недоступен. Чаще всего этот объект используют в примерах или страницах, на которые могут быть ссылки из нескольких разных страниц, предполагая, что можно вернутся к странице, из которой пример будет загружен:



Данный код отображает кнопку "Назад", нажав на которую мы вернемся на предыдущую страницу.

2.4.4 Тип браузера (объект Navigator)

В связи с войной браузеров (которая, можно считать, уже закончилась в пользу Microsoft Internet Explorer) стала актуальной задача настройки страницы на конкретную программу просмотра. При этом возможны два варианта: определение типа браузера на стороне сервера и определение типа браузера на стороне клиента. Для последнего варианта в арсенале объектов JavaScript существует объект Navigator . Этот объект - свойство объекта Window .

Рассмотрим простой пример определения типа программы просмотра:



При нажатии на кнопку отображается окно предупреждения. В нем содержится строка userAgent , которую браузер помещает в соответствующий HTTP-заголовок.

Эту строку можно разобрать по компонентам, например:


Листинг 2.1

navigator.appName = Microsoft Internet Explorer

navigator.appCodeName = Mozilla

navigator.appVersion = 4.0 (compatible; MSIE 5.5; Windows 98)

navigator.userAgent = Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 5.5; Windows 98)


У объекта Navigator есть еще несколько интересных с точки зрения программирования применений. Например, проверка поддержки Java. Проиллюстрируем эту возможность на примере:


Листинг 2.2

document.write("

if(navigator.javaEnabled()==true)

document.write("Ваша программа поддерживает исполнение Java-апплетов");

if(navigator.javaEnabled()==false)

document.write("Ваша программа не поддерживает исполнение Java-апплетов");


Аналогично можно проверить форматы графических файлов, которые поддерживает ваш браузер:


Листинг 2.3

if(navigator.mimeTypes["image/gif"]!=null)

document.write("Ваш браузер поддерживает GIF
");

if(navigator.mimeTypes["image/tif"]==null)

document.write("Ваш браузер не поддерживает TIFF");


К сожалению, такая проверка не позволяет определить наличие автоматической подгрузки графики.

2.5 Управление окнами


Что можно сделать с окном? Открыть (создать), закрыть (удалить), положить его поверх всех других открытых окон (передать фокус). Кроме того, можно управлять свойствами окна и свойствами подчиненных ему объектов. Описанию основных свойств посвящен раздел "Программируем свойства окна браузера", поэтому сосредоточимся на простых и наиболее популярных методах управления окнами:

    alert();

    confirm();

    prompt();

    open();

    close();

    focus();

    setTimeout();

    clearTimeout().

Здесь не указаны только два метода: scroll () и blur (). Первый позволяет прокрутить окно на определенную позицию. Но его очень сложно использовать, не зная координат окна. Последнее является обычным делом, если только не используется технология программирования слоев или CSS ( Cascading Style Sheets ).

Второй метод уводит фокус с окна. При этом совершенно непонятно, куда этот фокус будет передан. Лучше целенаправленно передать фокус, чем просто его потерять.

2.5.1 window.alert()

Метод alert () позволяет выдать окно предупреждения:

Повторите запрос!

Все очень просто, но нужно иметь в виду, что сообщения выводятся системным шрифтом, следовательно, для получения предупреждений на русском языке нужна локализованная версия ОС.

2.5.2 window.confirm()

Метод confirm () позволяет задать пользователю вопрос, на который тот может ответить либо положительно, либо отрицательно:


< img src = "comicbookguy.jpg" alt = "" / >

< / div >

Этот упаковщик предоставит нам некоторое дополнительное управление размерами наших изображений и их коэффициентом пропорциональности, чего не может гарантировать простой тэг img. Он также даст возможность применить спиннер загрузки – либо как фоновое изображение, либо как отдельный элемент – который после окончания загрузки изображения можно скрыть.

Для этого примера ограничим свое изображение коэффициентом пропорциональности 4:3 – очень важно для адаптивных сайтов. Обратите внимание, что мы также скрыли изображение с помощью opacity: 0;, что дает нам возможность управлять тем, как и когда мы его увидим при наступлении нужного момента.

Img_wrapper{ position: relative; padding-top: 75%; overflow: hidden; } .img_wrapper img{ position: absolute; top: 0; width: 100%; opacity: 0; }

Img_wrapper {

position : relative ;

padding - top : 75 % ;

overflow : hidden ;

Img_wrapper img {

position : absolute ;

top : 0 ;

width : 100 % ;

opacity : 0 ;

Каждая картинка в DOM запускает событие load, когда все его данные загружены с сервера, а само изображение отображено браузером. Чтобы захватить и привязать это событие, нам понадобится использовать JavaScript. Я начну с добавления атрибута onload к тэгу изображения.

< div >

< img src = "comicbookguy.jpg" alt = "" onload = "imgLoaded(this)" / >

< / div >

К сведению новичков, еще не видевших ничего подобного – это называется встроенным атрибутом скрипта, и позволяет нам привязать функциональность JavaScriptа прямиком к событиям, запускаемым из элементов DOM, что во многом сходно с добавлением стилей напрямую к элементам с помощью встроенного атрибута style. Верьте или нет, но в начале развития Веба эти встроенные атрибуты скрипта занимали значительную часть написания JavaScript’а и, подобно встроенным стилям, осуждаются в наши дни борцами за чистоту кода и семантику.

Поэтому те из вас, кто испытывает отвращение при виде встроенного JavaScriptа и уже готов пуститься наутек, пожалуйста, задержитесь и поверьте мне на слово, что это все еще единственный самый эффективный и надежный метод захвата события load изображения в DOM. Хотя я целиком и полностью выступаю за прогресс и HTML5 – я не имею совершенно ничего против применения приемов старой школы, если они элегантны и функциональны.

Альтернативой этому является индивидуальная привязка события load к каждому изображению в document ready. Однако проблема возникает, когда изображения загружаются прежде запуска document ready, и до того, как у нас появляется возможность привязать функциональность к событию загрузки каждого изображения. Отдельная проблема, когда изображения уже кэшированы браузером с предыдущей сессии, и загружаются мгновенно. Мы пропускаем событие, а наша функция не вызывается. У атрибута onload отсутствуют такие проблемы, потому что он, так сказать «предварительно привязан» к событию и поэтому обрабатывается, когда браузер анализирует HTML.

Я абсолютно не имею ничего против использования приемов старой школы, если они элегантны и функциональны .

При добавленном атрибуте onload в момент загрузки изображения будет вызываться функция imgLoaded(). Ее нужно поместить в файл javascript в head самой страницы (после jQuery, если вы его применяете в своей функции, и после любых остальных плагинов) с тем, чтобы она компилировалась до парсинга body и загрузки изображений. Если вставить функцию внизу страницы, высока вероятность того, что изображения станут грузиться до определения функции.

С помощью ключевого слова this мы можем послать необработанный объект DOM изображения в свою функцию JavaScript в качестве аргумента:

function imgLoaded(img){ var $img = $(img); $img.parent().addClass("loaded"); };

function imgLoaded (img ) {

var $ img = $ (img ) ;

$ img . parent () . addClass ("loaded" ) ;

Или простым JavaScript’ом:

function imgLoaded(img){ var imgWrapper = img.parentNode; imgWrapper.className += imgWrapper.className ? " loaded" : "loaded"; };

function imgLoaded (img ) {

var imgWrapper = img . parentNode ;

imgWrapper . className += imgWrapper . className ? " loaded" : "loaded" ;

С помощью javascriptа можно быстро пройти по DOM на один уровень вверх и добавить к содержащему элементу упаковщика класс loaded. Я уверен, вы согласитесь с тем, что это удивительно элегантное решение. Выборочно назначив этому классу стили, можно теперь показать свое загруженное изображение, установив его непрозрачность на 1:

Img_wrapper.loaded img{ opacity: 1; }

Img_wrapper . loaded img {

opacity : 1 ;

Чтобы процесс происходил гладко, мы добавим к img несколько переходов CSS3 и добьемся при загрузке своего изображения эффекта «постепенного проявления».

Img_wrapper img{ position: absolute; top: 0; width: 100%; opacity: 0; -webkit-transition: opacity 150ms; -moz-transition: opacity 150ms; -ms-transition: opacity 150ms; transition: opacity 150ms; }

Img_wrapper img {

position : absolute ;

top : 0 ;

width : 100 % ;

opacity : 0 ;

Webkit - transition : opacity 150ms ;

Moz - transition : opacity 150ms ;

Ms - transition : opacity 150ms ;

transition : opacity 150ms ;

Смотрите работающий пример на codepen.io, включающий альтернативную версию с отображением спиннера загрузки.

Прогрессивные JPGи

В качестве примечания к этой технике и в ответ на некоторые полученные мною к этой статье отзывы, определенно стоит упомянуть «прогрессивные» JPG’и. Это еще одна давняя методика родом из 1990-х, затрагивающая сохранение JPG’ов как «прогрессивных», а не «обычных» с целью предотвращения построчной загрузки – а вместо нее покадрово прорисовывая изображения одной высоты по мере его загрузки. Основное преимущество этого приема состоит в том, что он предотвращает «скачки» прибывающего контента по странице при загрузке изображений.

Раздражают ли такие эффекты, как спиннеры загрузки и постепенное проявление – это дело личного вкуса, но в основном прием с упаковывающим div’ом решает эти проблемы с помощью минимума CSS и JavaScript’а .

В применении техники упаковывающего div’а лучше всего то, что можно не волноваться по поводу изменения высоты изображений по мере их загрузки, а также не нужно обрекать своих пользователей на уродливое объединение пикселей в группы, что, по моему мнению, может для пользователя оказаться настолько же раздражительным, как и обычная загрузка. К тому же она ничего не стоит – процесс повторного отображения рисунка по нескольку раз на самом деле создает дополнительную нагрузку на маломощные мобильные устройства. Раздражают ли такие эффекты, как спиннеры загрузки и постепенное проявление – это дело личного вкуса, но в основном прием с упаковывающим div’ом решает эти проблемы с помощью минимума CSS и JavaScript’а, и отсутствует необходимость полагаться на пользователя (в ситуации с CMS) при сохранении JPG’ов определенным способом.

2. Пакетная загрузка нескольких изображений

Вышеописанная техника очень хороша для отдельных изображений, но как быть, если у нас есть подборка изображений, которые нужно отобразить в «карусели» или слайдшоу, или если мы пользуемся плагином разметки вроде Masonry? Обычная ошибка при использовании плагинов «карусели»/слайдера – их обработка при document ready, зачастую до загрузки всех их изображений. Это может вызвать переход слайдшоу к пустому, еще не загрузившемуся изображению, особенно если мы имеем дело с фотографиями с высоким разрешением и большим размером файла.

Для предупреждения этого явления нужно подвергать обработке предпочитаемый вами плагин только тогда, кoгда все необходимые изображения уже загрузились. Применив вариацию вышеприведенной техники, мы снова добавим атрибут onload ко всем изображениям своего слайдшоу:

NB: Нижеприведенная разметка приводится только как упрощенный примерный вариант разметки плагина слайдшоу, и должна быть адаптирована в соответствии с вашими требованиями.

< div id = "Slideshow" >

< img src = "slide_1.jpg" alt = "" onload = "slideLoaded(this)" / >

< img src = "slide_2.jpg" alt = "" onload = "slideLoaded(this)" / >

< img src = "slide_3.jpg" alt = "" onload = "slideLoaded(this)" / >

< / div >

В JavaScript’е мы применим функцию slideLoaded() для отслеживания процесса загрузки изображений, и подвергнем свой плагин обработке, когда готов:

function slideLoaded(img){ var $img = $(img), $slideWrapper = $img.parent(), total = $slideWrapper.find("img").length, percentLoaded = null; $img.addClass("loaded"); var loaded = $slideWrapper.find(".loaded").length; if(loaded == total){ percentLoaded = 100; // ИНИЦИАЛИЗИРУЙТЕ ПЛАГИН $slideWrapper.easyFader(); } else { // ОТСЛЕДИТЕ ПРОЦЕСС percentLoaded = loaded/total * 100; }; };

function slideLoaded (img ) {

var $ img = $ (img ) ,

$ slideWrapper = $ img . parent () ,

total = $ slideWrapper . find ("img" ) . length ,

percentLoaded = null ;

$ img . addClass ("loaded" ) ;

var loaded = $ slideWrapper . find (".loaded" ) . length ;

if (loaded == total ) {

percentLoaded = 100 ;

// ИНИЦИАЛИЗИРУЙТЕ ПЛАГИН

$ slideWrapper . easyFader () ;

} else {

// ОТСЛЕДИТЕ ПРОЦЕСС

percentLoaded = loaded / total * 100 ;

Каждый раз при загрузке материала мы добавляем к нему класс loaded для слежения за его прогрессом.
С помощью последнего if мы инициализируем плагин (в данном случае jQuery EasyFader), когда количество изображений с классом loaded равно общему количеству изображений в контейнере. В качестве дополнительного свойства можно разделить переменную loaded на переменную total и использовать ее для визуализации прогресса для пользователей: путем либо отображения процентного соотношения, либо используя ее для управления шириной индикатора выполнения, или другим подобным образом.

И снова, этот скрипт должен быть помещен в head вашего документа, после jQuery и того плагина, который вы будете подвергать обработке, когда готов.

3. Предварительное кэширование изображений для быстродействия

На сайтах с большим количеством изображений можно немного снизить нагрузку при закачке изображений путем фоновой загрузки изображений в кэш браузера, пока пользователь бродит по странице.

Например, скажем, у меня есть многостраничный сайт, где у каждой второстепенной страницы есть вверху изображение в высоком разрешении. Вместо того, чтобы заставлять пользователя ждать время загрузки всех этих изображений каждый раз при переходе на отдельную страницу, можно загрузить их в кэш до того, как пользователь попадет на страницу. Давайте начнем с помещать их URL’ы в массив:

var heroArray = [ "/uploads/hero_about.jpg", "/uploads/hero_history.jpg", "/uploads/hero_contact.jpg", "/uploads/hero_services.jpg" ]

var heroArray = [

"/uploads/hero_about.jpg" ,

"/uploads/hero_history.jpg" ,

"/uploads/hero_contact.jpg" ,

"/uploads/hero_services.jpg"

Обычно я бы воспользовался своей CMS или любым другим бэкендом, на чем создаю сайт, для передачи этих данных на саму страницу в форме тэга script в нижнем колонтитуле. Таким образом, список изображений можно динамически обновлять и расширять.

Когда пользователь зайдет на домашнюю страницы моего сайта, я дождусь ее полной загрузки, перед тем, как что-то делать, чтобы убедиться, что я не прерываю загрузку контента самой страницы, добавляя сторонюю загрузку. Для этого, я прикреплю функциональность JavaScript’а к событию window load, запускающемуся только когда весь контент страницы уже загружен и отображен (включая изображения), в отличие от события document ready, которое запускается, как только готов DOM:

function preCacheHeros(){ $.each(heroArray, function(){ var img = new Image(); img.src = this; }); }; $(window).load(function(){ preCacheHeros(); });

function preCacheHeros () {

$ . each (heroArray , function () {

var img = new Image () ;

img . src = this ;

} ) ;

$ (window ) . load (function () {

preCacheHeros () ;

} ) ;

Или простым JavaScript’ом:

function preCacheHeros(){ for(i = 0; i < heroArray.length; i++){ var url = heroArray[i], img = new Image(); img.src = url; }; }; window.onload = preCacheHeros();

function preCacheHeros () {

for (i = 0 ; i < heroArray . length ; i ++ ) {

var url = heroArray [ i ] ,

img = new Image () ;

img . src = url ;

window . onload = preCacheHeros () ;

С помощью цикла мы проходим по массиву heroArray, создавая пустой объект изображения на каждой итерации, а затем задаем URL для атрибута src нашего изображения. Таким образом изображение загружается в кэш браузера для текущей сессии с тем, чтобы когда пользователь действительно посетил страницу, на которой представлено изображение, оно тут же мгновенно отобразилось.

К сожалению, хотя практика предварительного кэширования ускоряет загрузку и улучшает пользовательское впечатление на стороне клиента, на самом деле она увеличивает нагрузку на сервер. В таком случае имеет смысл перед осуществлением предварительного кэширования рассмотреть аналитику вашего сайта. Если большая часть ваших пользователей заходит на домашнюю страницу вашего сайта и покидают ее до посещения второстепенных страниц, стоимость дополнительных запросов к вашему серверу может перевесить преимущества, представляемые тем нескольким пользователям, которые остаются.

Имеет смысл рассмотреть аналитику вашего сайта до внедрения предварительного кэширования

Прекогнитивное предварительное кэширование

Вместе с тем, если вы действительно хотите применить предварительное кэширование, я советую разделить изображения для него на значимые группы, стратегически размещенные на сайте. Например, зная о том, что подавляющее большинство остающихся на сайте пользователей после посещения домашней страницы перейдут к второстепенной, я бы предварительно кэшировал основное изображения второстепенной страницы, пока они находятся на домашней странице.

Давайте, однако, представим, что у каждого из постов моего блога также имеется изображение в высоком разрешении. Их предварительное кэширование, пока посетитель находится на домашней странице, не только нанесет сильный удар по серверной стороне, но и может оказаться бесполезным расходом ресурсов, так как, скажем, всего 15% заходящих на домашнюю страницу пользователей переходят к посту блога. Лучшим местом для предварительного кэширования изображений блога может оказаться целевая страница, если знать, что почти все пользователи перейдут оттуда к посту блога.

Это известно как прекогнитивное предварительное кэширование, где мы используем статистические данные своей аналитики для предсказания поведенческих шаблонов перемещения наших пользователей по сайту. Возможно, звучит несколько фантастично, но вы удивитесь тому, насколько точно можно предсказать поток посетителей и превратить его в свое (и пользователей) преимущество.

Возможно, звучит несколько фантастично, но вы удивитесь тому, насколько точно можно предсказать поток посетителей

4. «Ленивая» загрузка изображения для снижения нагрузки на сервер

Понятие lazy-loading относится к изображениям, загружаемым программным путем после специального события, чтобы запретить браузеру запрашивать и отображать все изображения на странице как только документ загружается.

В основном применяется в длинных или перегруженных изображениями страницах. На целевой странице блога Barrel мы сочетаем «ленивую» загрузку с плагином MixItUp для того, чтобы гарантировать, что изображения, отсутствующие в текущем фильтре или странице, не станут загружаться без особой в том нужды, пока этот элемент не станет видимым. Любые изображения, подлежащие «ленивой» загрузке, мы снова обернем в div с классом img_wrapper, которому в свою очередь зададим класс lazy_load для того, чтобы можно было легко их выбрать с помощью jQuery:

) . load (function () {

lazyLoad () ;

Вышеприведенная функция «лениво» загружает все изображения после запуска события window load, но код внутри цикла.each() можно адаптировать так, чтобы он подходил к множеству ситуаций. Очень распространенное его применение – прикрепить к событию window scroll и «лениво» загружать изображения по мере их прокрутки до окна просмотра.

Вперед, к загрузке изображений

В процессе экспериментирования с парой этих методик над множеством проектов в течение последних примерно 12 месяцев мне пришлось по-настоящему сократить и отточить их для применения в недавно переделанном проекте barrelny.com (выпущенном обратно в свет в апреле), где я применял сочетание всех четырех методов для того, чтобы обеспечить грациозную загрузку изображений, пытаясь при этом выжать каждую унцию производительности из экстремально перегруженного фотографиями и изображениями вебсайта. Путем комбинирования предварительного кэширования и «ленивой» загрузки с загрузкой страниц при помощи AJAX, слайдшоу и постраничной разбивкой на стороне клиента мы смогли создать отличное впечатление гладкости и всего сайта.

Пытаясь сделать выжимку из этих приемов для презентации команды разработчиков Barrel, я был приятно удивлен тем, насколько легковесны все эти методики на бумаге – обычно 5-10 строк кода в jQuery – и как легко их внедрить в любой проект. Кроме того, каждуя из них можно написать простым JavaScript’ом без лишних хлопот и дополнительного кода, но если вы пользуетесь jQuery, как это часто делаем мы, определенно следует воспользоваться преимуществами его надежных методик прохода DOM.

Эти приемы, несомненно, являются единственным способом выполнения их соответствующей функциональности, но их можно легко адаптировать под существующие каркасы-фреймворки и плагины. Если вы еще не обдумывали загрузку изображений, надеюсь, что сделаете это сейчас! Почему бы не применить один-два из них в своем следующем проекте?